Духовно-нравственное воспитание

 

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9

им. Маршала Жукова Г.К.

 

 

Духовно-нравственное воспитание

 

 

 

Номинация: Социально значимый проект «Моя Страна»

Городской округ, район: Ногинский муниципальный район

Полное наименование ОУ: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 им. Маршала Жукова Г.К.  

Автор:  Гордеева Маргарита Владимировна учитель по внеурочной деятельности курса «ОПК», педагог дополнительного образования высшей квалификации МБУ ДО СЮТур

 Тема :  «Духовно-нравственное воспитание средствами народной культуры»

Проект «Духовно-нравственное воспитание средствами народной культуры» стартовал в МБОУ СОШ №9 имени маршала Г. К. Жукова в 2014году. Организатор проекта – учитель по внеурочной деятельности предмета «Основы православных культур», педагог дополнительного образования МБУ ДО СЮТур Гордеева М.В совместно с администрацией МБОУ СОШ №9, учителями и родителями. Срок реализации проекта –бессрочный. Участники проекта учащиеся начальных классов образовательного учреждения. С целью реализации проекта был создан туристско-краеведческий клуб «Исток»,программа которого способствует формированию нравственно-патриотических чувств, знакомит с историческими данными малой Родины, ее значимостью, традициям, культуры и быта родного края, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе. Цель программы клуба «Исток» воспитать чувство любви к Родине, интерес к общественным событиям родного города и нашей страны, уважение к прошлому, средствами народной культуры ибо «История – это фонарь, зажженный в прошлом, горящий в настоящем и освещающий дорогу в будущее». В проекте «Духовно-нравственное воспитание средствами народной культуры» отражена работа клуба «Исток», его руководителя –учителя ОПК МБОУ СОШ №9 Гордеевой М. В. по реализации проекта, личном участии в выполнении проекта. Ребята с гордостью выступают с проектами на классных занятиях, школьных мероприятиях, муниципальных конкурсах по ОПК и Краеведению. Традиционно мы совершают походы по памятным местам нашего города и района, путешествуют по Московской области, интересным городам нашей страны. В предложенном Проекте представлены следующие материалы: - Цель, задачи, этапы проекта; - Описание работы над проектом; - Результативность участия в проекте; - Заключение; - Приложение.

 

Актуальность:

Целенаправленное ознакомление учащегося с родным краем, с его традициями культурой – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины школьника связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

Цель:

разработать и апробировать модель  воспитания школьников через приобщение  детей к русской национальной  культуре, направленную на  развитие  духовно-нравственной личности школьников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания, воспитать интерес и любовь к малой родине на основе ознакомления учащихся с историей родного края.

 

 

Задачи реализации проекта:

- Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность  детей;

- Формирование  духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;

- Воспитание  духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- Воспитание  интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм;

- формирование   у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других  национальностей;

- создание условий для реализации основных направлений ФГОС школьного образования, достижения целевых ориентиров школьного образования.

Старт проекта:  2014 год

Этапы реализации проекта «Духовно-нравственное воспитание средствами народной культуры»

1. Информационно-аналитический;

2. Организационно-методический;

3. Практическое воплащение цели и задач проекта;

4. Массовая работа и организация учебно-познавательных программ;

5. Участие воспитанников в конкурсах, смотрах, выставках, фестивалях, экскурсиях.

                                          Описание проекта

             Работа над проектом началась в 2014 году, когда  во время подготовки к походу по Подмосковью с кружковцами СЮТур, учениками школы №9. В газете «Родное Подмосковье» мы прочитали заметку о том, что в деревне Аверкиево Павлово-Посадского района будет проходить региональный Этно-Культурный фестиваль колокольного звона «Аверкиевские перезвоны».Нас заинтересовала программа фестиваля и на родительском собрании  совместно с детьми, я предложила провести поход в деревню Аверкиево. Учитывая то, что больше 20 лет я  занимаюсь краеведением и туризмом с ребятами на базе МБОУ СОШ №9, мы совместно с администрацией школы и родителями ведем работу в познании своей Малой Родины, уважения к  своим корням, к отчизне, традициям своего народа. В результате подготовки к походу мы узнали, что в деревне Аверкиево  Троицкая церковь построена на деньги нашего земляка Самарина А.Д. в 1915 году. Нас заинтересовал этот факт и мы решили узнать больше.  В походе мы провели краеведческую работу с местными жителями и узнали, что в деревне проживает родственница Самарина А.Д., Юлия Геннадьевна, которая всеми силами помогает делу восстановления Храма, который в годы гонений на Православные святыни был разрушен. Поработав с литературой мы узнали, что при деревни Аверкиево находилась усадьба Самарина А.Д., который выступил меценатом в 1911г и заложил первый кирпич в строительство церкви. Посетив Храм мы получили приглашение на фестиваль. Приехав первый раз на фестиваль, мы приняли участие в мастер-классе по декоративно-прикладному творчеству, побывали на экскурсии в храме, которую проводила родственница Самарина А.Д.. Во время экскурсии  узнали, что  церковь Самарин строил для Веры Мамонтовой, девочки с картины Васнецова «Девочка с персиками»,которая хранится в Третьяковской галерее. Также нам рассказала Юлия Геннадиевна ,о трагичной судьбе Веры, которая умерла в возрасте 30 лет. Нас очень впечатлила экскурсия из истории семьи Мамонтовых, фестиваль своей благодатной, разнообразной программой, нам захотелось приезжать в д. Аверкиево снова  и снова. Вернувшись с фестиваля мы решили продолжать работать в этом направлении  и нам помогает  внеурочный курс «Основы православных культур » – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.

Большое место в приобщении детей к народной культуре  занимают народные праздники и традиции. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

       В ходе работы над проектом появилось немало традиций, это прежде всего: экскурсионные поездки для развития духовности по святым местам Ногинского района, конкурсы творческих работ «Мы помним все про подвиг вашей жизни», конкурсы семейных творческих работ к народным православным праздникам (Рождество Богородицы, Покров, День Согласия и Единства, Рождество, Масленица, Пасха, Троица),участие в эколого-краеведческой конференции, экологических акциях «Марш Парков», «День Земли»,в фестивалях православных культур, выставках и т.д.

Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками детям показываются фильмы, которые помогают создать представление о культуре народа, познакомиться с традициями и народными православными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности, чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

    Также проводим большое количество конкурсно - игровых программ, народных праздников. Насыщенность народного праздника (Масленица, Рождество, Пасха) творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

Инновационная направленность проекта.

 Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

         Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей школьного возраста устойчивого интереса к истории родного края, русской народной культуре, бережному отношению к природе, традициям и быту родного края.

Новизна проекта

      Проект  ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт основного и дополнительного начального школьного  образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования детей  на основе проектного метода.

Ожидаемые результаты  реализации проекта.

для детей:

-       обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего  личностного развития;

-       пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

-        формирование чувств национального достоинства;

-       развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

для педагогов:

-       объединение усилий педагога и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

-       разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

для родителей:

-       реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

-       объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного  развития и воспитания детей;

-       создание системы социального партнёрства в вопросах духовно-нравственного  воспитания детей;

 Календарный план реализации  проекта.

Сентябрь 
1. Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье.

2.  Изготовление папок: «Народные праздники», «Русские народные игры»,«Игры в русской избе».

3. Экскурсионная поездка в Николо - Берлюковский мужской монастырь Посещение Романовской Аллеи Славы.

4.Конкурсно-игровая программа «Рождество Богородицы» 

Октябрь

1.Обучающее занятие  для школьников «В гости к бабушке на оладушки»;

2. Ознакомление детей с  традициями и бытом Подмосковья». «Малый фольклор»,  «Русская народная одежда», «Русский головной убор», «Народная игрушка».

3. Конкурс для воспитанников и родителей  «Генеалогическое  древо  и герб семьи».

4. Экскурсионная поездка в Троице – Сергиеву Лавру г. Сергиев Посад .


Ноябрь

1.Проведение комплексно-тематического занятия  «День Согласия и Единства, Икона Казанской Божий Матери»;
2. Экскурсионная поездка в Аверкиевский Троицкий Храм.

3.Праздник молока (открытое мероприятие для родителей и детей).

Декабрь

1.Консультации для родителей «Особенности духовно-нравственного воспитания школьника»;

2. Беседа «Как я поздравлю свою семью с праздником».

3.Организация экскурсионной поездки на фабрику ёлочных украшений «Иней д. Данилово Павлово-Посадского района с проведением мастер-класса по украшению ёлочной игрушки.

4. Открытое занятие «Рождество» с элементами театральной игры  на  районном семинаре заместителей директоров по УВР

Январь

1. Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве.
2. Развлечение «Праздник Рождества».Колядки.(совместно с родителями)

3. Занятие по ручному труду на тему: «Ангел», «Рождественские открытки».
4. Выставка детских работ «Рождественская открытка».Выставка работ в Троицком храме.
Февраль

1. Проведение комплексно-тематического  занятия «Как работали и отдыхали на Руси, или Посиделки в горнице».
2.Оформление фотоальбома «Наши праздники».
3.Беседы о традиционной кухне в Православные праздники.
4. День «Защитника Отечества» конкурсно-игровая программа.

Март

1.Проведение комплексно-тематических занятий:  «При солнышке – тепло, при матушке – добро»

2.Консультации для педагогов «О системе работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры»;

3. Развлечение «Масленица». Кукольный спектакль-Сказка «Приключения на Масленицу» 
4.Изобразительная деятельность на тему: «Масленица к нам пришла».
Апрель

1. «Посиделки» - Вербное воскресенье (развлечение для школьников).
2.  Сказка «Пасхальная история».

3.Творческий конкурс для родителей и детей «Пасхальная открытка. Пасхальный сувенир».

4. «Что такое Пасха? »- занятие по ознакомлению с окружающим миром. (Беседа об истории возникновения, традициях и обычаях праздника. Рассматривание и обсуждение иллюстраций).

Май

1.Тематическое развлечение «Праздник народных игр.

2.Беседа-диспут «Хорошие и плохие поступки». Обобщение результатов работы. Анализ деятельности. Презентации.

3.Итоговое занятие «История родного края».Туристско-краеведческий поход.

Июнь

1.Подведение итогов года :  Мастер - класс на региональном Этно-Культурном фестивале колокольного звона «Аверкиевские перезвоны»

2.Туристско-краеведческий лагерь в Ростовской области г. Таганрог.

                                          Заключение

          Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать  полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогло воспитать у ребят любовь к истории, культуре русского народа. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно повлияло на эстетическое развитие детей, творческие способности каждого ребёнка, помогло сформировать общую духовную атмосферу. Благодаря нашей совместной с родителями и администрации школы работе, создались условия для совместной творческой деятельности. Сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей помогло духовному и нравственному развитию как детей так и родителей, единению педагогов, родителей и детей. Совместное участие в творческих мероприятиях  помогло объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием, что сформировало положительное отношение  друг к другу. В течение года, месяца, недели, а порой и ежедневно ребёнку нужна помощь, поддержка, взаимопонимание, участие окружающих.

 В результате работы клуба учащимися были проведены мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству на Районном Этно-Культурном фестивале колокольного звона «Аверкиевские Перезвоны» 2014-2017 г. г ., участники отмечены благодарственными письмами Администрации Павлово-Посадского района, грамотами управления по культуре и спорту и работе с молодёжью Павлово-Посадского района, дипломами  настоятеля Троицкого Храма, священника Андрея Филлипенко, совершили 12 походов  по Родному Подмосковью, приняли участие в 6 Городских молодёжных экологических акциях, где победили в номинациях «Самая многочисленная группа»,Самая сплочённая группа»,провели 4 Туристско-краеведческих лагеря в Ленинградской 2014г.,Псковской 2015г.,Архангельской  2016г.,в Ростовской области 2017г.г.

Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.

А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, — народ без будущего.

 

9 региональный этно - культурныи? фестиваль колокольного звона «Аверкиевские перезвоны».

  Перезвон колоколов

          

Троицкая церковь

 

  

 

 

Дата последнего обновления страницы 25.09.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»